Math us!

Дистанционная подготовка к олимпиадам, ДВИ и ЕГЭ по математике и физике

Дистанционные занятия

Цель занятий — учиться решать олимпиадные задачи и правильно оформлять их письменные решения.

Онлайн-занятие проводится с помощью рабочего чата ВКонтакте (ВК). Каждого ученика я веду индивидуально и независимо от остальных, поэтому с каждым учеником у меня имеется персональный чат. В этом чате хранится вся история моего взаимодействия с учеником (так что при необходимости обоим не составляет труда вспомнить, что и когда мы делали).

В рабочем чате мы обмениваемся фотографиями, текстами и голосовыми сообщениями. Соответственно, ученику необходим гаджет с установленным на нём приложением ВК.

Очень удобно использовать планшет, на котором можно писать и отправлять записи в чат; в таком случае ничего кроме планшета с карандашом ученику на занятии не требуется. На планшете должно стоять приложение ВК и приложение для создания заметок. Например, GoodNotes 5 позволяет создавать заметки отличного качества и быстро экспортировать их в ВК (особенно ускоряется экспорт за счёт того, что наш рабочий чат сразу фиксируется в избранных адресатах).

Но можно, конечно, попросту фотографировать свои записи на листах бумаги и отправлять в наш чат эти фото.

Как начинаем онлайн-занятия

Прежде всего потенциальный ученик должен написать мне в ВК произвольное сообщение. Тем самым рабочий чат автоматически появится.

Первое занятие можно оплатить отдельно. Затем переходим на предоплату за четыре занятия.

Как проходит онлайн-занятие

Работаем по таблицам заданий.

Перед началом занятия я сообщаю ученику задание на сегодняшний урок. Ученик приступает к первой задаче. Присылает мне в чат:

В ответ я немедленно посылаю комментарии в виде голосовых сообщений. Ученик реагирует и присылает исправленное или дополненное решение, снова получает мои оперативные голосовые комментарии. Попутно сам задаёт вопросы или комментирует свои мысли. Обсуждение продолжается до тех пор, пока с данной задачей не достигнута полная ясность. Затем мы переходим к следующей задаче, и процесс возобновляется.

Если при выполнении домашнего задания оказалось совсем непонятно, как решать какую-либо задачу, то можно спросить меня об этом в нашем чате в неурочное время (естественно, в разумных пределах), и я подскажу идею дальнейших действий.

Выработка навыков оформления

В ходе нашего взаимодействия школьник учится грамотно оформлять свои письменные решения. Ведь когда ученик на занятии решает задачу, ему необходимо донести до меня свою мысль: я должен увидеть на присланной фотографии, как именно он рассуждал.

Если на фото присутствует лишь нагромождение формул без какого-либо поясняющего текста, то ход мысли я вряд ли пойму — я же не телепат и не вижу картины, сложившейся у ученика в голове. Поэтому такое фото сразу же «заворачивается» назад с требованием написать краткие и чёткие объяснения или обоснования.

В результате у ученика постепенно вырабатывается понимание того, как именно следует записывать свои решения на олимпиаде. А это крайне важное качество: ведь проверяющий на олимпиаде — тоже не телепат и оценивает только то, что написано на бумаге. У школьника нет возможности комментировать своё решение в процессе проверки! Следовательно, перед проверяющим должен оказаться ясный и хорошо структурированный текст, в котором чётко прослеживается логика решения; в этом случае шанс получить максимальное количество баллов за задачу значительно повышается.

Как должны выглядеть присылаемые решения

Если ученик выполняет нижеследующие требования, то я быстрее воспринимаю его решения и оперативнее присылаю свои указания и комментарии. В результате наш процесс идёт более эффективно.

  1. Решение записывается на листе последовательно сверху вниз (не уходя потом куда-нибудь вверх, например), чтобы мне было понятно, что из чего тут следует.
  2. Объяснения записываются так же, как на реальной олимпиаде или на ЕГЭ: я должен быстро понять, откуда что взялось.
  3. Отлично, если нумеруются ключевые формулы — мне будет проще сослаться на нужное место в последующем обсуждении. Например, «В формуле (3) у тебя неверный знак». Аналогично, на чертежах ставятся обозначения точек: A, B, С, ..., чтобы я мог сказать, например: «Обрати внимание, что твои треугольники АВС и KLM подобны».
  4. Длинное решение присылается частями. Например — первые основные идеи для начала, чтобы я при необходимости скорректировал процесс. Не нужно пропадать минут на 20-30 и присылать затем сразу несколько исписанных страниц, так как в самом начале может быть ошибка.
  5. Если совсем непонятно, как начинать решать — присылается фото с одним только номером задачи и (при необходимости) написанным условием или сделанным рисунком. Я подскажу, какие могут быть первые шаги.

Решения, присылаемые с планшета, обычно очень удобны для чтения, и никаких дополнительных требований к ним нет. Если же вы присылаете фото записей на бумаге, то есть несколько дополнительных просьб.